"Балтикмен – это как торт, на котором очень-очень много вишенок"
- Михаил, почему ты выбрал именно BalticMan?
- Принять участие в ультрагонке я хотел на протяжении лет двух. В 2020 году многие мои друзья прошли Siberman, и у меня в голове тоже сидели такие мысли. А когда такие мысли посещают спортсмена, это значит, он готов к ультре. И поэтому я уже подбирал старт в какой-нибудь стране. И вот в конце 2020 года мне позвонил тренер и сказал, что у нас в Питере будет BalitcMan. Это было очень удобно: в родном городе, никуда не надо лететь, везти с собой саппортов и инвентарь.
- Как ты готовился? Сильно перекроил тренировочный план?
- Несмотря на огромную дистанцию в 628 км, план тренировок я особо не менял. У меня и так была достаточная нагрузка: я тренируюсь 6 дней из 7, по 2-3 тренировки в день. Единственное, что я добавил – мы сделали 1 длительный заплыв летом с Димой Мерзликиным. Проплыли этот же путь. И сделали несколько длинных тренировок на велоэтапе. Протестировали трассу в Приморск. Ну и плюс каждые выходные – у нас длинный бег. Где-то 30-35 км каждую неделю.
- Как ты выбрал команду саппортов?
- Первый, кто мне пришел в голову – это конечно же мой тренер, Андрей Ляцкий. Я ему полностью доверяю. Ну и безусловно моя семья. Жена Ольга и сын Игнат всегда рядом со мной, почти на всех железках. Мы вместе с сыном часто финишируем, он тоже тренируется, ему это интересно. Вот такая команда меня поддерживала все три дня.
- Как прошел плавательный этап?
- За моей спиной уже 10 железок, Чемпионат Мира. И плавательный этап таков, что я называю его «ловушкой». Два раза я в нее попадался: сходил на плавательном этапе. Это Ironman Tallinn – сошёл из-за холодной воды (вода была 13-14 градусов). И IRONMAN Lanzarote - массовый старт, стартует около 3000 человек, такая мясорубка! Учитывая холодную воду в Питере в августе, дистанцию в 28 км и мои данные (у меня часто в открытой воде бывает отек легких и аллергия) я понимал, что будет сложно.
Летом мы с Димой Мерзликиным проплыли эти 28 км. Но тогда вода больше +20, и это были не соревнования, просто тренировка. Было комфортно. Но я выбрал неправильный темп, у меня возникли определённые проблемы с плаванием. Время получилось 5:30 – 5:40 мин. Я понял, что нужно менять что-то в плавательной тактике, чтобы потом были силы ехать.
Учитывая, что вода будет холодная, а в холодной воде происходит (по крайней мере у меня) спазм сосудов, кровообращение замедляется, я попросту замерзаю. Мне порекомендовали намазаться медвежьим жиром, что я сделал: намазал жиром все тело кроме рук (чтобы вода не проскальзывала). Это первый лайфхак для участников. Но это, конечно, надо заранее тестировать. И второй лайфхак – я взял простые детские солевые грелки. Ими легко пользоваться, работают минут 30. Кладешь их к груди и на пунктах питания меняешь. Я взял не много, штуки 4, но они мне помогли. Было видно, что другим спортсменам было очень холодно, а мне было комфортно.
- Как Нева?
Это было, безусловно, фантастическое плавание. Проплыть под всеми мостами, любоваться трассой. С погодой повезло, волн практически не было. Было достаточно комфортно плыть. Мои саппорты, моя семья - они стояли вдоль набережной, я слышал их крики, почти у финиша они даже остановились на мосту и меня подбадривали! Питался я под каждым мостом, мой саппер Александр помогал мне с навигацией, так что всё прошло отлично.
На финише чувствовал себя прекрасно. Мог говорить по крайней мере! Все было предусмотрено: палатки, питание. Встреча родных, близких – это огромная мотивация. Коллеги по команде приехали. Родной город. Комментатор Александр Скрывля - уникальный человек. Спасибо организаторам, что пригласили таких людей на эту гонку. Как говорится, лучшее для лучших!
- Как было на велоэтапе?
- После плавания я ыстро переоделся, покушал. Велосипеды были подготовлены. Был дождь, ветер, но мы в Питере к такому привыкли. Когда ты заряжен, мотивирован, то не важно – снег, дождь, град – оделся и поехал!
Велоэтап - один из моих любимых этапов. Он дался мне несложно. Сперва было холодновато, но после 10-го км я разогрелся. Трасса мне знакома, на первом этапе (200 км) набор небольшой. Ехал в свои силы, команда саппортов профессионально сопровождала, прикрывала, машины не мешали. Когда проехали Приморск и доехали до Выборга, там на развороте быстро остановились, покушали и дальше я уже понимал, что где-то здесь должны подходить другие участники. Но их всё не было, и это придавало мне сил. Финишировал в первый день первым, что было очень приятно.
- Транзитка была комфортная?
- Для приема гостей всё было организовано на высшем уровне. Спешился с велосипеда, мне тут же предложили напитки, массаж. Конечно же я ни от чего не отказался. Огромное спасибо команде массажистов, настоящие профессионалы. Такое у меня впервые – сразу с велосипеда и на массаж!
Я понимал, что чем раньше приедешь, тем больше у тебя будет времени на отдых, на восстановление, мы сняли гостиницу у своего друга, он организовал нам баньку, шашлык. Всё было отлично. Времени восстановиться было достаточно.
- Второй день был сложнее?
- Я стартовал в 6 утра с хорошим настроением и темпом. Единственное, что меня останавливало – это светофоры в Рощино, железнодорожный переезд. На нем мы стояли минут 20. Ну, ничего страшного! Я к этому без особых нервов относился. Думал, все сейчас подъедут, но когда шлагбаум поднялся, так меня никто и не догнал. Это меня немножко воодушевило😊
Поехали с навигацией. Почему я взял тренера своего – он хорошо знал эти места, это его родной город. Я сам ехал по этим местам впервые. Второй день показал, что у нас в Ленобласти тоже есть горочки, неплохой такой набор. Ну и все отметили 11 км гравийной дороги. У меня было только одно решение – идти на том же велосипеде, что я и ехал. Потому что Евгений Дроздовский первым проходил эту дистанцию и тоже ехал на шоссейном велосипеде. Я решил, почему бы и мне нет. Но на всякий случай взял колеса. Думал остановиться, одеть простые алюминиевые колеса. Но мы подъехали быстро и, когда я уже заехал на эту дорогу веселую, уже не было желания переодевать. Решил будь что будет, если проколы – переоденем эти колеса. Проехал весело. Эти 11 км всем надолго запомнились. И хорошо, что они есть! Есть что вспомнить. Зато когда я их проехал, лег на лежаки, я почувствовал, что еду на Мерседесе С-класса! Спина отдыхала, это был такой кайф! Этот участок – изюминка трассы. Если его на следующий год не заасфальтируют, это будет очень круто, чтобы другие участники тоже его прочувствовали. Спасибо организаторам BalticMan за этот участок!
- Теперь расскажи про беговой этап.
- На следующий день предстояло бежать 100 км. План на гонку у меня был вполне определенный. Уже был неплохой задел около 2 часов. Но на ультре может произойти что угодно. Рассчитывать, что ты придешь первым, вторым или третьим – это очень сложно, до последнего шага финиша. Борьба идет всегда до последнего метра. Я понимал, что иду вместе с очень сильными спортсменами.
Снова 6 утра, Александр Скрывля, организаторы, мотивация, всё на высшем уровне. Стартовать первым – это уважение и почет. Кажется, участники стартовали через каждые 3 минуты. Я понимал, что за мной очень сильные спортсмены и думал, что где-то на 5-ом км меня скорее всего догонят. Но я бежал в своем темпе. Я, кстати, по этой дистанции уже бегал. Мы с Димой Мерзликиным ее тестировали на марафоне «Дорога Жизни» в рамках тренировки к Балтикмену. Побежали тогда 100 км, и я знал, что это такое.
В день бега погода была отличная. понимал, что надо просто бежать в своем темпе. Начало я планировал где-то по 5:20, в итоге бежал быстрее, по 5:10 и ждал всё когда меня начнут «кушать» мои партнеры сзади. Но как-то 1 км бегу – нету, 2 – нету, 5 – нету. 15 нету! Думаю, да что ж такое! На 17 км догнали меня двое. Но я понимал, что надо бежать в своем темпе, а не прибавлять. Дорога отличная, машины мне особо не мешали. Бежали по обочине, все было отлично. Первые 50 км по Дороге Жизни – это очень здорово. У меня отец защищал блокадный Ленинград, так что это для меня особенная трасса. Спасибо огромное Евгению Дроздовскому, что он выбрал именно этот путь.
Ребята бежали где-то по 4:30, надо было за ними держаться. Я подумал по 4:30 я не побегу, но 4:40 надо держать. Такой темп я держал до города, все шло отлично.
- Как бежалось по городу?
Бег по городу – это непростой бег. Я думаю, все ребята, кто бежал, со мной согласятся. Город, светофоры – это все дает о себе знать. Но этого стоило ожидать. Такие условия гонки и точка. Естественно, темп упал. Мое состояние физическое было в порядке, мышцы не сводило. Но к 60-му, 70-му км я понимал, что мышцы уже зальет немножко молочной кислотой и будет сложновато. Лайфхак для тех, кто будет участвовать: по городу надо договариваться, чтобы вас сопровождали те, кто знает город. Это не запрещено правилами – нельзя бежать впереди, а сбоку или сзади - пожалуйста. Я понимал, что машина сопровождения где-то будет отходить, задерживаться в пробках. Так что в городе меня встретил мой друг, который хорошо знает город, и он меня вел. И сами знаете, после 80-го км тебя немножко накрывает, ты начинаешь не о том думать, поэтому сопровождение очень помогает. Были люди, которые стояли направляли, но лучше рассчитывать на себя.
Беговой этап уникален тем, что он идет по нашему городу, по историческим местам, и этот бег по набережным, особенно по Дворцовой набережной, по Ваське – бежишь и, как говорится, душа на разрыв, ноги сами несут, несмотря на то что ты уже пробежал 70, 80 км. Бежать по городу – это фантастика. Петербуржцы очень приветливые люди, помогали, улыбались, все это придавало легкость бегу.
- Ну а финиш?
- Огромное спасибо организаторам за такой финиш на Крестовском острове. Это было фантастически! Если ты знаешь, что идешь первым, то вся усталость пропадает. Красивый город, финишная лента, золотая медаль, удар в рынду, поздравления семьи, друзей, команды BalticMan – это незабываемо. Я завидую белой завистью всем тем, кому эта гонка еще только предстоит.
Хочу поблагодарить своего саппорта Александра, который сопровождал меня на водном этапе. Моего тренера Андрея Ляцкого. Супругу Ольгу. Сына Игната. Которые сопровождали меня все эти три дня. Всю команду Балтикмен, кто организовывал эту гонку. Это колоссальная работа, и она дорогого стоит. О нас заботились с первого дня. Начиная с медосмотра накануне старта и заканчивая минутами после финиша. Хочу пожелать, чтобы она закрепилась и проходила каждый год. И количество участников только увеличивалось.
Балтикмен – это как торт, на котором очень-очень много вишенок. И последняя вишенка – это награждение в Спорткомитете СПб. Для меня, в прошлом учителя физкультуры из глубокой деревни, это большая честь была попасть в Комитет по Спорту, где награждают олимпийских чемпионов. Нам была оказана такая честь председателем Антоном Шантырем, который нам лично вручал подарки, поздравлял. Это незабываемые минуты. Ни на одном старте на протяжении моей спортивной карьеры такого не было. Это безусловно запомнится на всю жизнь.
- Что посоветуешь будущим участникам?
- Советы давать трудно. Но моя практика показывает, в первую очередь нужно проверить здоровье. То, что перед гонкой был медицинский осмотр – это очень важно, спасибо за него организаторам.
Особое внимание уделите плавательному этапу. Вода холодная, оставляет свой отпечаток. Даже если вас не пугает общая длина дистанции, к плаванию готовьтесь особенно тщательно.
На велоэтапе просто будьте внимательны, потому что двигаться придется в потоке автомобилей.
Беговой этап – нужно готовиться. Если у вас нет опыта ультрамарафонов, желательно пройти 1 или 2. Ну и желательно, чтобы по городу вёл человек, знающий город.
Еще раз поздравляю всех, кто прошел дистанцию BalticMan. Ребята, вы молодцы! Со многими я уже встречался в Сочи на стартах, ребята быстро восстановились. Думаю, все уже заряжены на следующие старты.
В моих планах – проплыть 70 км и пробежать суточный марафон. Если хотите – присоединяйтесь! А мой ближайший старт — это Мексика 21 ноября, я хочу там отобраться на Чемпионат Мира. Пожелайте мне удачи. А я желаю удачи вам!